Стоимость работы архитектора и дизайнера в США и Европе

Если вы задумываетесь о привлечении клиентов из Европы и США, то эта статья должна вас заинтересовать. Дело в том, что в процессе выхода на западный рынок мы выяснили один важный момент: работа архитектора и дизайнера оценивается в США и Европе не так, как в России.

В нашей стране безотказно работает всем привычный подход «фиксированная цена за м2». Удобен он тем, что стоимость работ формируется изначально, и заказчик может спокойно бюджетировать свои расходы на услуги дизайнера. Если же он вдруг решит увеличить площадь дома или добавить дополнительные помещения, стоимость легко пересчитывается.

Однако дизайнер сталкивается с тем, что фиксированная ставка может быть довольно проигрышной. Проекты могут сильно отличаться своей сложностью, и оценивать их по единому тарифу представляется нецелесообразным. Требования заказчика тоже могут меняться в процессе, как и объем работ. При использовании такой схемы необходимо максимально подробно оговорить, какие услуги будут предоставлены за данную сумму, чтобы избежать разочарования с обеих сторон: требования многократных изменений или увеличения задач со стороны заказчика или выставления дополнительных счетов со стороны дизайнера.

В Европе и США услуги дизайнеров и архитекторов также иногда оцениваются по стоимости за единицу площади, правда эта стоимость не является одинаковой для любого проекта и рассчитывается дизайнером индивидуально. Однако чаще используются подходы % от общей стоимости проекта, либо почасовая оплата специалиста и его команды.

Если вы решили считать стоимость услуг по процентной ставке, знайте, что на Западе она обычно составляет от 7 до 15 процентов от стоимости проекта и зависит от огромного количества факторов, главным из которых является раскрученность архитектурного бюро или архитектора лично, а также опыт и количество регалий (наград, премий, участия в выставках и т.д.). Плюсы и минусы для заказчика есть везде. Невысокая стоимость работы начинающего дизайнера может быть компенсирована его рвением и желанием угодить, а высокая ставка для опытных профессионалов даёт гарантию на отличный результат, но не гарантирует персонального подхода.

Довольно часто процентная ставка варьируется в зависимости от величины проекта, например, дизайн домашней кухни обойдётся в 12%, а ставка на дизайн промышленного помещения составит 7%. Это логично, потому что выполнение проекта на 500м2 не потребует столько же усилий, как на 10 проектов по 50м2.

Также ставка может быть различной в зависимости от количества предоставляемых услуг. Например, 7% оплатит базовую работу и схематический чертежи, которые требуются для получения разрешения на строительство. Этого вполне достаточно для небольших работ по перепланировке помещений и изменений во внутреннем дизайне.

Почасовая же оплата основывается на количестве часов, затраченных на работу по проекту. В России такой подход на данный момент совершенно невозможен, поскольку основан на полном доверии между архитектором и клиентом. Клиент может быть уверен, что все посчитанные часы действительно были израсходованы на него. Дизайнер же будет знать, что ему оплатят выполненную работу. Исторически сложилось так, что доверие между сторонами в нашей стране в принципе не существует. А вот на Западе это самая популярная модель. Особенно хорошо она подходит для сравнительно небольших работ по строительству, когда заказчик хочет максимизировать собственное участие в ремонте и минимизировать расходы на архитектора. Вызвал его пару раз – а дальше уже сам. Если же речь идёт о более крупном проекте, то в контракт вносится пункт «не более чем (определённая сумма)», то есть если дизайнеру удалось закончить работу в установленные сроки или раньше, ему повезло. А вот не уложился – работай за свой счёт. Та ещё мотивация. Опять же, стоимость работ может значительно варьироваться. Это как постричься в салоне у известного мастера за 200 долларов или в парикмахерской за 5. Лучше, конечно, в крайности не впадать: среднестатистический европеец не погонится за дешевизной, но и платить за гламурность посчитает глупостью.

Надо также отметить, что в европейских странах работы ведутся неспешно и размеренно, в то время как в России все вечно в погоне за скоростью, и большинство заказов должно быть выполнено «вчера». Западные заказчики менее подвержены безудержной торопливости, хотя от фрилансеров будут требовать чёткого исполнения обязательств по срокам. Чтобы не расслаблялись. Но стоит продемонстрировать свою порядочность и обязательность, и работа с такими клиентами превратится в исключительно положительный опыт!

Желаем вам адекватного ценообразования, сговорчивых клиентов и удовольствия от работы!